В отличие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка, брусчатка обычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядочными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность. Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.
Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия. В процессе износа такого покрытия в глубине трещин и колдобин часто можно видеть сохранившуюся брусчатую основу.Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов. Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетонбыстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства, за исключением особо нагруженных участков, а также тротуаров и пешеходных зон, где она применяется из эстетических соображений, причём, как правило, в виде облегчённой тротуарной плитки.
Классический брусчатый камень обычно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и большую стойкость к износу, например гранита или базальта. Варианты, использующиеся для менее нагруженных дорог или пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, например известняка или сланца, или отливаться избетона. В Казахстане популярно мощение пешеходных дорожек кирпичом. Тротуарная плитка часто изготавливается из керамики.